Мне очень нравится иногда посидеть во дворе Мусеу Маритим — Морского музея — в Барселоне. Здание музея само по себе тоже памятник истории, оно было построено в 1283 году. Изначально в нем располагались Королевские верфи вмещавшие до тридцати галер одновременно. Лучшее место для морского музея трудно придумать.Во дворе тоже есть несколько экспонатов. Там стоит старый портовый подъемный кран и рубка рыболовецкого сейнера. Но самый интересный экспонат во дворе музея — точная копия деревянной подводной лодки Нарсиса Монтуриоля. Она выгдядит игрушечной, но оригинал был самой настоящей подводной лодкой, она совершила более 60 успешных погружений в гавани и на рейде Барселоны. Лодка называлась «Иктинео I», ее первое погружение состоялось в 1859 году.
Я стал искать информацию об изобретателе и его подводных лодках и выяснил много интересного. Он создал только два аппарата, но каждый был шедевром технической мысли. В отличие от большинства ранних подводных аппаратов, созданных в Америке, Германии и Франции, подводные лодки Монтуриоля были технически безупречны, они работали без каких-либо сбоев.
Идея о создании подводного корабля посетила Монтуриоля впервые после того, как он стал свиделем смерти одного из сборщиков кораллов в Кадакесе. Мысли о том, как обезопасить людей, погружающихся под воду, привели в 1857 году к образованию коммерческого предприятия. Преследовались две цели: сделать более безопасным промысел кораллов и получить возможность изучения подводного мира.
Финансовый вопрос решался организацией открытой подписки, по которой можно было принимать пожертвования от граждан. Часть суммы была пожертвована товарищами Монтуриоля по «Икарийскому движению». Несмотря на эти поступления, затея загнала Монтуриоля в долги, но лодка «Иктинео I» была построена и испытана в порту Барселоны. Она имела длину 10 м, ширину 2,5 м и водоизмещение 10 тонн.
В подлодке «Иктинео I» Монтуриоль лично опустился на глубину и провел там целых 3 часа. Двигалась эта подводная лодка за счет того, что несколько матросов вращали коленчатый вал, который приводил в движение гребной винт. Между двумя оболочками корпуса размещались четыре балластных резервуара, они управлялись из кабины клапанами. Во время движения, шаг регулировался за счет груза, перемещаемого вдоль специальной штанги. Такая система регулирования плавучести позволяла управлять глубиной погружения с исключительной точностью, что было в ту пору недостижимо для других подводных аппаратов. Лодка могла оставаться под водой в течение 2 часов и погружаться на глубину до 20 метров. Монтуриоль придавал особое значение безопасности. Например, была предусмотрена возможность мгновенного сброса балластов, чтобы быстро всплыть в экстренной ситуации. Стеклянные порты на боку, наверху и на носу вдавливались в корпус давлением воды, эта система практически исключала вероятность течи. Когда проходили первые публичные испытания, за «Иктинео» следовала флотилия прогулочных кораблей с учеными и любопытствующими. Воздуха хватало ненадолго, погружения были короткими. Но это был успех! Земляки провозгласили Монтуриоля каталонским Леонардо да Винчи.
После столкновения «Иктинео I» с грузовым судном в порту Барселоны подводная лодка была серьезно повреждена. Тогда Монтуриоль решил создать субмарину более внушительных размеров. «Иктинео II» была спущена на воду в 1867 году и была первой в истории подводной лодкой, которая приводилась в действие энергией пара. Считалось, что паровой двигатель под водой работать не может, так как он потребляет кислород и сильно нагревает корабль внутри. Монтуриоль изобрел химическую печь, чтобы решить эту проблему. Печь работала за счет реакции между хлоратом калия, цинком и двуокисью марганца. В результате химической реакции вырабатывалось тепло, достаточное для кипячения воды для парового двигателя. И, самое интересное, в результате реакции вырабатывался кислород! «Иктинео II» была первой подводной лодкой, которая сама вырабатывала кислород для собственных нужд. Таким образом, Монтуриоль успешно решил две основных проблемы подводных лодок – механической тяги и запасов воздуха. Это был прототип воздухонезависимой двигательной системы, которая позже нашла свое воплощение только в сороковых годах ХХ века. «Иктинео II» погружалась около двадцати раз. Она могла погружаться на глубину 50 метров и оставаться под водой около восьми часов.
Мадрид видел в «Иктинео» не более чем диковинку, не имеющую никакого практического применения и отнесся к изобретениям Монтуриоля без воодушевления. Изобретатель, не имея финансовой поддержки, совершенно увяз в долгах. В 1868 году администрация верфи, устав ждать, когда Монтуриоль вернет деньги, отобрала у изобретателя все права на подводную лодку. «Иктинео II» разобрали по частям и продали по дешевке как лом. Монтуриоль вскоре оказался забыт.
Конечно, Монтуриоль не опускал рук. Его мозг буквально фонтанировал идеями. Например, он участвовал в разработке важного проекта, осуществленного только в наши дни: в подводе вод реки Тер в Барселону. Он искал способы использования магнитных потоков Земли для полетов в воздухе. Находился в одном шаге от изобретения конического телескопа, часового механизма и мотора для швейной машинки. Какие-то из его изобретений воплотились в жизнь, другие остались только в виде проекта. Однако ни славы, ни денег они изобретателю не принесли. Один из его друзей писал: «Монтуриоль — человек пылкий и увлеченный, с неизменным присутствием духа и верой в свои силы, … но душа его наивна, как у ребенка».
Чередование то славы, то забвения преследовало Монтуриоля как при жизни, так и после смерти. 2010-й год в Барселоне был назван Годом Монтуриоля. Но для многих каталонцев, не говоря об иностранцах, это событие прошло незамеченным. Парадоксальным образом, имя Монтуриоля, никогда не патентовавшего свои идеи, отсутствует во многих работах по истории развития подводных лодок.
Об изобретениях Монтуриоля исключительной красоты и очарования — серии из двух деревянных подводных лодок «Иктинео» — сейчас напоминает копия «Иктинео I» в саду Морского музея и скульптурное изображение «Иктинео II» на памятнике Нарсису Монтуриолю по адресу Авенида Диагональ 341. Раньше копия подводной лодки Иктинео II стояла в районе Маремагнума, но она была повреждена во время футбольного праздника и ее убрали. Хочется надеяться, что для реставрации.