Санта Евлалия и путь к Острову Сокровищ

В моей статье о галеоне «Андалусия» я упоминал, что он стоял у пирса рядом со шхуной «Санта Евлалия». И сейчас я хочу рассказать немного об этом паруснике. И повод есть: в этом году шхуне исполнилось ровно 100 лет со дня спуска на воду. За сто лет судно сменило несколько владельцев и имен. Имя «Санта Евлалия» было дано недавно, после реставрации Морским музеем Барселоны в честь покровительницы города.

«Carmen Flore» — это было первое имя трехмачтовой шхуны — была спущена на воду в январе 1919 года на верфях города Торревьеха. Она перевозила зерно, дерево, соль и минералы по Средиземному морю.

Спуск на воду шхуны Carmen Flore

В 1928 году у шхуны меняется хозяин, который решает ее модернизировать. Среднюю мачту убирают и устанавливают двигатель. В 1931 году корабль получает новое имя, «Puerto de Palma», и новое назначение — его используют для перевозки контрабандных грузов между Барселоной и Балеарскими островами. Этот романтический этап жизни судна закономерно закончился его конфискацией и следующие 40 лет шхуна провела в рутинной перевозке пассажиров и грузов под именем «Cala Sant Vicenс». Затем очередной новый владелец в 1973 году переоборудовал его для подводных и спасательных работ и переименовал в «Sayremar One».

В 1997 году на аукционе судно приобрел Морской музей Барселоны. Началась кропотливая реставрационная работа. Это был первый опыт Морского музея в такой масштабной реставрации. Была собрана историческая и техническая информации, которая позволила воссоздать первоначальный облик трехмачтовой шхуны.

Санта Евлалия в Старом Порту Барселоны

Сейчас «Санта Евлалия» часть экспозиции Морского музея Барселоны. Также «Санта Евлалия» регулярно участвует в смотрах исторических судов в Палермо, Лиссабоне и Венеции.

И теперь я опять хочу вспомнить «Остров Сокровищ» Р. Л. Стивенсона. Дело в том, что корабль, на котором его герои отправляются за сокровищами, «Испаньола» — трёхмачтовая шхуна. То есть, почти такое же судно, как и «Санта Евлалия». Если есть желание почувствовать атмосферу знаменитого романа, посещение «Санта Евлалии» дает такую возможность. Сама «Санта Евлалия» в начале своей долгой морской жизни доплывала до берегов Кубы, что совсем уже близко к таинственному Острову Сокровищ.

На самом деле, для путешествия к Острову Сокровищ Стивенсону был бы нужен бриг, двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением. Воздух и океанские течения между Старым и Новым светом постоянно кружатся по часовой стрелке, по периметру огромного эллипса, позволяя идти попутным ветром и туда, и обратно. Карусель ветров и течений пронесла бы судно с прямым парусным вооружением на полный оборот по часовой стрелке. Косые же паруса при попутных ветрах неустойчивы и требуют постоянного внимания.

Почему же Стивенсон выбрал шхуну — судно с косым парусным вооружением? Дело в том, что он сел писать свой роман, имея небольшую морскую парусную практику, которая исчерпывалась знакомством со шхуной с косым вооружением. Управлять шхуной и бригом надо совершенно по-разному. Поэтому он был вынужден пустить в плавание трёхмачтовую шхуну. Стивенсон пишет в статье «Моя первая книга: «Остров Сокровищ»: «…Я не смогу управиться с бригом (а «Испаньоле», по правде говоря, полагается быть бригом), но, думаю, смогу обойтись шхуной без публичного сраму.»

Иллюстрация Жоржа Руа, на которой Испаньола изображена как бриг

Итак, для наискорейшего пути из Бристоля в Вест-Индию и обратно правильным выбором был бы бриг. Интересно, что французский художник Жорж Руа, который рисовал иллюстрации для «Острова Сокровищ» в этом не сомневался. Стивенсон пишет отцу 28 октября 1885 года: «… Иллюстрированное издание «Острова Сокровищ» выйдет в следующем месяце. Я получил сигнальный экземпляр; эти французские рисунки восхитительны. … Художник… понял книгу ровно так, как я её задумал, но допустил одну или две маленькие погрешности – так, он сделал «Испаньолу» бригом.»

Нарисовав «Испаньолу» бригом, художник как будто разгадал проблему Стивенсона. Но, тем не менее, в романе описана трехмачтовая шхуна и все события разворачиваются именно на ней. Надо сказать, что многие сюжетные ходы были бы не осуществимы, если бы «Испаньола» была бригом. Например, эпизод, когда Джим похищает у пиратов корабль со стоянки и в одиночку под руководством Израэля Хендса перегоняет его в Северную бухту возможен только в случае шхуны, управлять в одиночку бригом невоможно, а в случае шхуны такая возможность есть.

Если вы хотите узнать больше о ситуации с выбором типа судна для «Острова Сокровищ», вы можете перейти по ссылке на страницу Бриг «Испаньола» блога Crusoe. Там содержится замечательно подробное исследование со ссылками на авторитетные источники.

Шхуну «Санта Евлалия» в Старом Порту Барселоны можно посетить, купив билет на основную выставку Морского музея, или в один из дней свободного посещения. Раз в неделю шхуна отправляется в небольшое трехчасовое плавание.