В моей статье о галеоне «Андалусия» я упоминал, что он стоял у пирса рядом со шхуной «Санта Евлалия». И сейчас я хочу рассказать немного об этом паруснике. И повод есть: в этом году шхуне исполнилось ровно 100 лет со дня спуска на воду. За сто лет судно сменило несколько владельцев и имен. Имя «Санта Евлалия» было дано недавно, после реставрации Морским музеем Барселоны в честь покровительницы города.
«Carmen Flore» — это было первое имя трехмачтовой шхуны — была спущена на воду в январе 1919 года на верфях города Торревьеха. Она перевозила зерно, дерево, соль и минералы по Средиземному морю.
В 1928 году у шхуны меняется хозяин, который решает ее модернизировать. Среднюю мачту убирают и устанавливают двигатель. В 1931 году корабль получает новое имя, «Puerto de Palma», и новое назначение — его используют для перевозки контрабандных грузов между Барселоной и Балеарскими островами. Этот романтический этап жизни судна закономерно закончился его конфискацией и следующие 40 лет шхуна провела в рутинной перевозке пассажиров и грузов под именем «Cala Sant Vicenс». Затем очередной новый владелец в 1973 году переоборудовал его для подводных и спасательных работ и переименовал в «Sayremar One».
В 1997 году на аукционе судно приобрел Морской музей Барселоны. Началась кропотливая реставрационная работа. Это был первый опыт Морского музея в такой масштабной реставрации. Была собрана историческая и техническая информации, которая позволила воссоздать первоначальный облик трехмачтовой шхуны.
Сейчас «Санта Евлалия» часть экспозиции Морского музея Барселоны. Также «Санта Евлалия» регулярно участвует в смотрах исторических судов в Палермо, Лиссабоне и Венеции.
И теперь я опять хочу вспомнить «Остров Сокровищ» Р. Л. Стивенсона. Дело в том, что корабль, на котором его герои отправляются за сокровищами, «Испаньола» — трёхмачтовая шхуна. То есть, почти такое же судно, как и «Санта Евлалия». Если есть желание почувствовать атмосферу знаменитого романа, посещение «Санта Евлалии» дает такую возможность. Сама «Санта Евлалия» в начале своей долгой морской жизни доплывала до берегов Кубы, что совсем уже близко к таинственному Острову Сокровищ.
На самом деле, для путешествия к Острову Сокровищ Стивенсону был бы нужен бриг, двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением. Воздух и океанские течения между Старым и Новым светом постоянно кружатся по часовой стрелке, по периметру огромного эллипса, позволяя идти попутным ветром и туда, и обратно. Карусель ветров и течений пронесла бы судно с прямым парусным вооружением на полный оборот по часовой стрелке. Косые же паруса при попутных ветрах неустойчивы и требуют постоянного внимания.
Почему же Стивенсон выбрал шхуну — судно с косым парусным вооружением? Дело в том, что он сел писать свой роман, имея небольшую морскую парусную практику, которая исчерпывалась знакомством со шхуной с косым вооружением. Управлять шхуной и бригом надо совершенно по-разному. Поэтому он был вынужден пустить в плавание трёхмачтовую шхуну. Стивенсон пишет в статье «Моя первая книга: «Остров Сокровищ»: «…Я не смогу управиться с бригом (а «Испаньоле», по правде говоря, полагается быть бригом), но, думаю, смогу обойтись шхуной без публичного сраму.»
Итак, для наискорейшего пути из Бристоля в Вест-Индию и обратно правильным выбором был бы бриг. Интересно, что французский художник Жорж Руа, который рисовал иллюстрации для «Острова Сокровищ» в этом не сомневался. Стивенсон пишет отцу 28 октября 1885 года: «… Иллюстрированное издание «Острова Сокровищ» выйдет в следующем месяце. Я получил сигнальный экземпляр; эти французские рисунки восхитительны. … Художник… понял книгу ровно так, как я её задумал, но допустил одну или две маленькие погрешности – так, он сделал «Испаньолу» бригом.»
Нарисовав «Испаньолу» бригом, художник как будто разгадал проблему Стивенсона. Но, тем не менее, в романе описана трехмачтовая шхуна и все события разворачиваются именно на ней. Надо сказать, что многие сюжетные ходы были бы не осуществимы, если бы «Испаньола» была бригом. Например, эпизод, когда Джим похищает у пиратов корабль со стоянки и в одиночку под руководством Израэля Хендса перегоняет его в Северную бухту возможен только в случае шхуны, управлять в одиночку бригом невоможно, а в случае шхуны такая возможность есть.
Если вы хотите узнать больше о ситуации с выбором типа судна для «Острова Сокровищ», вы можете перейти по ссылке на страницу Бриг «Испаньола» блога Crusoe. Там содержится замечательно подробное исследование со ссылками на авторитетные источники.
Шхуну «Санта Евлалия» в Старом Порту Барселоны можно посетить, купив билет на основную выставку Морского музея, или в один из дней свободного посещения. Раз в неделю шхуна отправляется в небольшое трехчасовое плавание.