Галеон — машина времени

Недавно мы ходили рисовать в порту и, проходя по разводному мосту к Маремагнуму, я обратил внимание на парусный корабль, которого я раньше не видел. Он стоял у пирса возле Санта Евлалии и по сравнению с ней был просто огромным. На обратном пути я подошел посмотреть на него поближе. Впечатление путешествия во времени возникло сразу очень явственно. И не удивительно: этот корабль — точная копия испанского галеона 17-го века. Я сразу стал искать информацию о нем и вот что выяснил. Корабль называется галеон «Андалусия», он принадлежит фонду Нао в Испании. Длина парусника составляет 51 метр при осадке 3,40 метра. Он имеет три мачты и может нести семь парусов. Экипаж «Андалусии» составляют 32 человека. На орудийной палубе стоят два десятка тяжелых пушек. Большая капитанская каюта служит по совместительству кают-компанией. Отдельно выгороженная капитанская спальня имеет выход на кормовой балкон.

Постройку галеона начали в 2008 году и через 17 месяцев он был готов отправиться на всемирную выставку в Шанхай. Этот плавающий музей уже преодолел более 55 000 морских миль и побывал на всех континентах.

Такие галеоны курсировали между Испанией и Азией, Европой и Америкой в течение 16-го и 17-го веков, коммерческие пути, которые они проложили, существуют и по сей день. На корабле такого типа Магеллан совершил первое кругосветное плавание в начале 1500-ых. Из таких кораблей состоял так называемый «Серебряный флот», корабли которого везли сокровища из Америки в Испанию.

И тут, конечно, вспоминается «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона — пираты, поджидающие галеоны с сокровищами, чтобы взять их на абордаж и песенка «Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо, и бутылка рому!». Сокровища, вокруг которых разворачивается действие книги Стивенсона, были захвачены Флинтом в Санталене — маленькой колонии на Мэйне, где собиралась часть «Серебряного флота». Об этом я прочитал в книге Рональда Делдерфилда «Приключения Бена Ганна». Это своеобразный приквел к «Острову сокровищ». Рассказ ведется от лица Бена Ганна, который перед тем как попасть на Остров сокровищ, был пиратом на корабле Флинта и был участником событий, предшествовавших тем, что описаны Стивенсоном. Книга Делдерфилда не менее интересна, чем книга Стивенсона и прекрасно передает аромат эпохи. Вот, например очень живое описание одного из портов того времени:

«Мы подошли к первому из множества островов, протянувшихся вдоль горизонта, словно изумруды по краю огромной синей чаши. А вслед за тем показался ослепительно белый Порт-Ройял, и мы бросили якорь на рейде, окруженные кораблями всех размеров и всех наций. Плоскодонные лодки с командой из чернокожих негров или бронзоволицых метисов, а в лодках целые горы дынь, апельсинов, гранатов, при виде которых текут слюнки… В обширном полукруге залива огромные корабли под английским, французским, голландским или испанским флагом, с зарифленными парусами… Шхуны, люгеры, шнявы, барки, бриги, ялики… Неиссякаемый поток людей, перекликающихся на дюжине различных языков. А краски, Джим! Ярко-красные мундиры морской пехоты, золотистый песок за полосой прибоя, слепящая глаз белизна правительственных зданий вдоль пристани, серебряные блики на оружии часовых на крепостном валу и на металлических пуговицах нарядно одетых мужчин. Добавьте к этому огненно-красные и желтые юбки мулаток с корзинами на голове. А в громоздящемся за набережной городе, дома которого точно расталкивали друг друга, спеша спуститься к прохладному берегу, — дьявольский разгул…»

Всё это сразу встало перед глазами, когда я увидел галеон «Андалусия» в порту Барселоны. Не знаю, сколько времени он там проведет, но, если у вас будет возможность хотя бы поглядеть на него с берега — впечатление останется очень сильное.