Как Пикассо и Дали яйцо рисовали

Нашел забавную картинку: Пикассо и Дали, работающие вместе.  Это иллюстрация Давида Вела, которая называется «Пикассо и Дали пишущие яйцо».  У Дали получается сползающая яичница, а у Пикассо — куб. Было ли что-то подобное в действительности?

Сальвадор Дали родился весной 1904 года, когда Пабло Пикассо было 22 года. Для Дали, как и для всех начинающих художников первой половины 1920-х годов, изобретатель кубизма был образцом для подражания, авторитетным мэтром.

После обучения с 1922 по 1926 год в Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде подающий большие надежды молодой Дали направляется в Париж. Там уже обосновались его известные соотечественники: Пабло Пикассо, Хуан Грис, Жоан Миро. С ними мечтает встретиться молодой художник, и особенно с прославленным Пикассо. В 1926 году это его желание осуществилось. В своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» художник вспоминает: «…мы с сестрой и тетушкой побывали в Париже и провели там неделю. Всего-навсего неделю, но за этот короткий срок я успел сделать три важных дела: посетил Версаль, музей Гревен и Пикассо. К нему меня привел Мануэль Анхелес Ортис, гранадский художник-кубист, следовавший за Пикассо, своим учителем, шаг в шаг. Ортис дружил с Лоркой, который нас и познакомил».

Что касается визита Дали к Пикассо, его подтверждает в своих воспоминаниях известный парижский фотограф Брассаи, входивший в круг сюрреалистов: «Пикассо очень хорошо его принял, выказал горячий интерес к нему и его произведениям. В течение некоторого времени после обустройства Дали в Париже, Пикассо продолжал помогать ему, покровительствовать, представляя Гертруде Стайн и друзьям»

Дали пишет о своих встречах с Пикассо в последующие годы: «К Бретону я заходил не чаще трех раз в месяц, к Пикассо и Элюару — два раза в неделю, к их ученикам — ни за что и никогда, зато на светских раутах, как уже было сказано, появлялся ежевечерне». Однако, подтверждений тому, что Дали бывал у Пикассо по два раза в неделю, не находится. Больше похоже на то, что желаемое выдается за действительное. То же самое касается и возможности совместной работы двух художников.

По словам самого Дали, «Дали — единственный живописец, с которым Пикассо желал сотрудничать. Теперь это доказано, поскольку была обнаружена гравюра, которую мы делали вместе. Я изобразил яичницу, передал гравированную доску ему, он добавил туда изображение стула, вернул ее мне, я нарисовал ему гладильную доску…»
На самом деле, рассказ Дали был одной из легенд, появившейся благодаря его богатому воображению. Есть только одна работа, соавторами которой можно считать обоих испанских художников. Это гравюра, датированная 1933-1934 годами. На ней выгравированы четыре монстра, три из них изображены в манере Пикассо, а один — в манере Дали. Специалистам удалось выяснить, что на самом деле Дали воспользовался офортом Пикассо «Три купальщицы», с которого был сделан отпечаток так, чтобы между двумя фигурами появилось свободное место. На это место Дали и поместил своего персонажа. Так что, это больше похоже на мистификацию, чем не совместное творчество.

Тем не менее, между Пикассо и Дали были достаточно дружеские отношения. Это доказывает сохранившийся в коллекции Пикассо рисунок Дали. Заказ Альбера Скира на исполнение в 1933 году Дали цикла иллюстраций к «Песням Мальдорора» Лотреамона, скорее всего, случился по рекомендации Пикассо. Также известно, что деньги на свою первую поездку в США Дали одолжил у Пикассо.